Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

шубин федот ив

Гуманитарный словарь

ШУ́БИН Федот Ив. (1740-1805) - скульптор. Один из первых учеников АХ (1761-67), ученик Н. Жилле. Продолжал обучение в кач. пенсионера Акад. во Франции (1767-70, в Париже работал в мастерской Ж. Пигаля) и Италии (1770-72). Начав как мастер рококо и сближаясь в обл. портретной пластики с мастерами классицизма, выработал свою индивид. манеру, отразившую несомненное влияние идей и идеалов рус. просветительства. Один из крупнейших отеч. скульпторов. Осн. произв.: ранние портреты И. Шувалова, Ф. Голицина (оба - мрамор, 1771), А. Голицына (мрамор, 1775), неизвестного (мрамор, сер. 1770-х гг.), З. Чернышева (мрамор, 1774); декор. скульптура - статуи и рельефы для Мраморного дворца (1775-82), где Мраморный зал украшают его тондо с изображением жертвоприношений, ввиду неканоничности отклоненные служителями Исаакиев-ского собора, для к-рого они предназначались. В Троицком соборе Алек-сандро-Невской лавры (1786-89, арх. И. Старов) впервые в классицизме в интерьере храма он устанавливает круглую скульптуру (статуи апостолов на карнизе гл. нефа). Знаменитая статуя "Екатерина II - законодательница" была им выполнена для Таврич. дворца (1789-90. мрамор) по заказу кн. Г. Потемкина-Таврического, в дальнейшем Ш. ваял и его собственный портрет (мрамор, 1791). Поздними его работами являются бюсты М. Ломоносова (мрамор, 1792), А. Безбородко (мрамор, 1798?)

Ф. И. Шубин. Бюст М. В. Ломоносова

Ф. И. Шубин. Бюст М. В. Ломоносова

Полезные сервисы

шубин федот иванович

Энциклопедический словарь

Шу́бин Федот Иванович (1740-1805), скульптор, ведущий мастер портретной пластики раннего русского классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775, М. Р. Паниной, середина 1770-х гг., И. Г. Орлова, 1778, М. В. Ломоносова, 1792).

* * *

ШУБИН Федот Иванович - ШУ́БИН Федот Иванович [17 (28) мая 1740, дер. Тючковская, Архангельская обл. - 12 (24) мая.1805, Петербург], российский скульптор, представитель классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ), крупнейший ваятель русского «века Просвещения».

Из Поморья в Петербург

Родился в семье крестьянина-помора Ивана Шубного. С юных лет занимался распространенной в этих краях резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург, где служил истопником при царском дворе. В 1761 был принят на учебу в Академию художеств и поменял свою фамилию на «Шубин»; главным его наставником был здесь французский скульптор Н. Ф. Жилле (см. ЖИЛЛЕ Никола Франсуа). После окончания Академии (1767) прибыл в качестве ее «пенсионера» в Париж, где совершенствовал свое мастерство у Ж. Б. Пигаля (см. ПИГАЛЬ Жан Батист), а затем переехал в Рим (1770) и работал там самостоятельно, изучая скульптуру античности, Ренессанса и барокко.

В 1773 вернулся в Россию, где жил и работал в Петербурге. Прославился, прежде всего, как замечательный мастер портретного бюста и виртуоз работы в мраморе (в котором исполнено подавляющее большинство его вещей). Барочные черты его ранней манеры со временем отступали, все заметнее освобождая место классицизму. Уже в римских вещах Шубин («И. И. Шувалов», барельеф; «Ф. Н. Голицын»; оба - 1771) проявились наиболее характерные особенности его зрелого творчества: уравновешенная гармония общей композиции вкупе с вдохновенно-патетическим одушевлением лица; последний момент, собственно, и впредь оставался специфически-барочной составляющей его искусства.

Круг произведений

Умело избавляясь от чрезмерной идеализации, Шубин достигал впечатляющего психологического разнообразия своих персонажей, наглядно объединенных общей причастностью к великим делам своего времени. Среди самых выразительных его работ - портретные бюсты З. Г. Чернышева (см. ЧЕРНЫШЕВ Захар Григорьевич (генерал-фельдмаршал)) (1774), А. М. Голицына (1775), М. Р. Паниной (середина 1770-х), Г. А. Потемкина-Таврического (см. ПОТЕМКИН Григорий Александрович) (1791), М. В. Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич) (1792), А. А. Безбородко (см. БЕЗБОРОДКО Александр Андреевич) (ок. 1798).

В ряде работ («Неизвестный», 1770-е; знаменитый «Павел I», 1797) происходит заметный стилистический сдвиг: просветительский идеал «предромантически» раздваивается здесь на парадную внешность и драматически-отчужденную внутреннюю суть. В этом отношении удивительно правдивым, явленным во всех противоречиях и комплексах своей богатой и сложной натуры, предстает шубинский «Павел I», который по праву считается лучшим портретом императора (см. ПАВЕЛ I Петрович).

Успешно выступал также как монументалист и декоратор, исполнив статую «Екатерина II-законодательница» для Таврического дворца (1789-90), 58 медальонов с изображениями русских князей и царей для Чесменского дворца под Петербургом (1774-75), статуи и рельефы для Мраморного дворца (1775-82) и Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786-89).

Большой энциклопедический словарь

ШУБИН Федот Иванович (1740-1805) - российский скульптор. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775, М. Р. Паниной, сер. 1770-х гг.; И. Г. Орлова, 1778, М. В. Ломоносова, 1792).

Полезные сервисы